ФЭНДОМ

Хронологические рамки: 7 тысячалетие до н. э. - 2 тысячалетие н. э.

Место социосистемы в локальной экосистеме: пользователь текущей экосистемой. Механизм взаимодействия социосистемы и глобального биогеоценоза: верхний уравляющий уровень (вершина трофической пирамиды); человек полностью выделился из природы.

Тип экономики: производящая - земледелие, скотоводство, ремесло. Кровь экономики: зерно.

Демографическая динаика: экспоненциальный рост (очень быстро люди распространяются по всей поверхности Земли, за исключением антарктиды и некоторых пустынь).

Скорость перемещения людей/материальных объектов/информации: 150 км/сутки, т е скорость лошадиного галопа или суточный пробег парусного корабля.

Характерные источники энергии: дерево, уголь (в металлургии).

Общественно-экономические формации: - Первобытнообщинная -- Неолит -- Энеолит (медный век) - Рабовладение - Феодализм

Трансценденция: вера в антропоморфных (главных) богов.

Первобытнообщинная формацияПравить

Неолит Практически сразу возникает новый класс социосистем (настоящие города), создаются механизмы обучения, использующие мифологемы, рождаются первые профессиональные армии, развивается новая трансценденция

Энеолит

РабовладениеПравить

Бронзовые изделия встречались редко, стоили дорого, и только малое число наиболее привилегированных воинов могло позволить себе обладание полным комплектом вооружения. Отсюда следует, что профессиональные воины появились по соседству с профессиональными металлургами и обладали почти полной монополией на продукты производства последних — во всяком случае, в начальный период. Жрецы не менее военачальников были заинтересованы в приобретении бронзовых и иных изделий; правители ранних времен, вероятнее всего, в основу своей власти ставили роль первосвященника, а не военачальника. Излишки пищи были скудными, и число правителей (как религиозных, так и военных) оставалось соразмерно скромным. Еще более незначительным внутри этой надстройки общества было число ремесленников — однажды выкованные оружие и доспехи использовались поколениями, а нанесенные в бою повреждения легко исправлялись с помощью молотка или точила. Таким образом, оружейники были немногочисленны. Залежи меди и олова обычно не совпадают географически; олово встречается редко, запасы его скудны, и зачастую его приходится искать на значительном удалении. Отсюда следует вывод, что древние металлургия и военный потенциал зависели не столько от уровня производства, сколько от доступности этих металлов или их руд. Иными словами, торговцы и перевозчики значили больше, чем ремесленники, а в политике следовало учитывать отношения с потенциальными поставщиками металлов, проживавшими за пределами непосредственного административного контроля. Столь же важным (и зачастую трудновыполнимым) делом являлась охрана торговых путей от соперников и грабителей, тогда как наличие соответствующих традиций производства позволяло, при необходимости, набрать требуемое число ремесленников-металлургов.

ФеодализмПравить